Вывод: условиями реализации права на приватизацию участка, в качестве исключения из общего запрета на приватизацию с/х земель до 2051 г. являются: особый статус субъекта, который вправе претендовать на льготное предоставление участка; добросовестное использование участка, выделенного в счет земельных долей, до регистрации права муниципальной собственности на участок; обращение в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора в установленный срок; в случае использования участка без оформления правоотношений могут быть представлены любые относимые и допустимые доказательства, подтверждающие использование участка в сельскохозяйственных целях.
Определение СКЭС ВС РФ № 308-ЭС20-10325 от 21.01.2021 г. по делу № А32-24966/2017 Обстоятельства дела: В 2015 г. решением суда за муниципальным образованием признано право муниципальной собственности на невостребованные земельные доли из земель сельскохозяйственного назначения в границах сельскохозяйственного производственного кооператива (кооператив был присоединен к Агрокомплексу).
Администрация зарегистрировала право собственности сельского поселения на земельный участок, образованный из принадлежащих поселению долей.
Чуть позже Администрация опубликовала объявление о возможности приобретения указанного земельного участка по цене 15% от кадастровой стоимости лицами, осуществлявшими использование участка для с/х производства.
На объявление откликнулся Агрокомплекс, который указал, что использует земельный участок для производства с/х продукции более 20 лет и без каких-либо нарушений.
Администрация отказала Агрокомплексу в предоставлении земельного участка в собственность, сославшись на непредставление документов, подтверждающих факт использования земельного участка.
Позже Администрация объявила открытый аукцион по продаже земельного участка, в который подают заявки Агрокомплекс и его конкурент общество. Победителем аукциона стал Агрокомплекс, с которым Администрация оформила договор купли-продажи земельного участка (далее-договор) по цене, сформированной по итогам торгов.
Полагая, что аукцион проведен с нарушением законодательства субъекта РФ, устанавливающего запрет на приватизацию земельных участков сельскохозяйственного назначения, прокурор обратился в суд с требованиями о признании недействительными аукциона и заключенного по его результатам договора, применении последствий недействительности данной сделки.
Судебные акты Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, в удовлетворении исковых требований было отказано.
Суд кассационной инстанции отменил судебные акты нижестоящих судов и направил дело на новое рассмотрение. При новом рассмотрении дела иск был удовлетворен.
При первоначальном рассмотрении дела суды указали, что запрет на приватизацию земель с/х назначения, действующий в Краснодарском крае до 2051 г. не распространяется на случаи предоставления в собственность (приватизации) находящегося в муниципальной собственности земельного участка, выделенного в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, в случае, если с/х организация или крестьянское (фермерское) хозяйство, использующие такой земельный участок, обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи в течение 6 месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок. Таким образом, Агрокомплекс мог приобрести земельный участок без проведения аукциона.
При новом рассмотрении суды указали, что Агрокомплекс не обжаловал отказы в выкупе участка, что свидетельствует о его согласии с принятыми решениями. Участием в спорных торгах Агрокомплекс не мог осуществить реализацию права на приобретение земельного участка в собственность. Договор купли-продажи земельного участка с/х назначения заключен с нарушением запрета на приватизацию земельных участков.
Решение коллегии - Право требовать признания указанных сделок недействительными предоставлено прокурору в целях защиты публичной собственности и иных публичных интересов. Факт нарушения публичного интереса требует доказывания. Само по себе нарушение нормы закона не является достаточным основанием для признания сделки ничтожной по правилам, предусмотренным п. 2 ст. 168 ГК РФ.
- Условиями реализации права на приватизацию земельного участка или заключение договора аренды, в качестве исключения из общего запрета на приватизацию с/х земель до 2051 г. являются особый статус субъекта, который вправе претендовать на льготное предоставление земельного участка (сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство); добросовестное использование земельного участка, выделенного в счет земельных долей, до регистрации права муниципальной собственности на участок; обращение в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора в установленный срок (в течение 6 месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок); поскольку закон не устанавливает основания использования участка, данный факт может подтверждаться заключением и исполнением договоров аренды, безвозмездного пользования, иных договоров, согласно которым земельный участок, находящийся в общей долевой собственности, передавался в пользование; в случае использования указанными субъектами участка без оформления правоотношений они могут представить любые относимые и допустимые доказательства, подтверждающие использование земельного участка в сельскохозяйственных целях.
- Отказы Администрации в предоставлении спорного участка в собственность Агрокомплексу, мотивированные тем, что использование участка может быть подтверждено только договором аренды, безвозмездного срочного пользования или договором доверительного управления, не соответствуют нормам земельного законодательства, их буквальному толкованию ВС РФ.
- При наличии установленного права Агрокомплекса на приобретение участка не имеется оснований считать, что предоставление участка в собственность Агрокомплексу в результате проведения торгов повлекло нарушение публичных интересов, прав муниципального образования либо неопределенного круга лиц.
- В данном случае орган публичной власти должен был передать спорный участок Агрокомплексу в собственность в силу закона, нарушение процедуры такой передачи со стороны публичного органа, состоящее в проведении аукциона, а не в предоставлении в собственность этого лица по надлежащему заявлению, не может являться основанием для лишения Агрокомплекса права собственности на спорный участок.
Итог: судебные акты нижестоящих инстанций отменить, в удовлетворении иска отказать.