ООО «Компания Афиша» обратилась с возражением в Палату по патентным спорам против предоставления правовой охраны данному знаку, поскольку заявитель является правообладателем товарного знака «
Афиша» (см. Рис. 2, справа).
Позиция заявителя ООО «Компания Афиша» входит в группу компаний Rambler Group и на принадлежащем с 1998 года ООО «Компания Афиша» домене afisha.ru с 12 сентября 1998 г., на одноименном сайте с названием «Афиша» осуществляет деятельность по распространению информации о развлечениях и различных мероприятиях.
ООО «Компания Афиша» посредством магазинов приложений для мобильных устройств на операционных системах iOS и Android бесплатно распространяет собственное мобильное приложение «Афиша», «Афиша-Рестораны», «Афиша-Еда», «Путеводитель Афиши», «Афиша Мир», «Пикник Афиши», «Афиша.ru» и др.
Товарные знаки «МТС АФИША» и «Яндекс Афиша» являются сходными до степени смешения с принадлежащим заявителю знаком «АФИША».
Элемент «Афиша» — главный в словосочетаниях «МТС Афиша» и «Яндекс Афиша», поскольку по правилам русского языка в словосочетании, состоящем из двух существительных, главным является то слово, которое при склонении словосочетания изменяется, то есть не сохраняет форму именительного падежа.
Позиция МТС Добавление к слову (аббревиатуре) «МТС» слова «Афиша» устанавливает новый смысл всему обозначению, принципиально отличный от использования слова «Афиша» самого по себе: обозначение воспринимается как указание на один из сервисов, входящий в экосистему (пользовательскую платформу) «МТС», выдающий информацию о проводимых мероприятиях (событиях). Иными словами, «МТС Афиша» воспринимается как ресурс, имеющий информацию о мероприятиях (событиях), список которых составлен именно ПАО «МТС».
В силу этого слово «Афиша» в обозначении является зависимым словом от сильного «МТС», который в разных вариациях повторяется в десятках знаках индивидуализации правообладателя, три из которых относятся к общеизвестным.
Выводы отчета Фонда «ВЦИОМ», подготовленного по результатам социологического опроса 6—13 декабря 2019 г. показали, что знак индивидуализации воспринимается абсолютным большинством потребителей как словосочетание, в котором слова связаны между собой по смыслу, грамматически или иным образом. Выявляя эту связь, абсолютное большинство потребителей (61%, можно было выбрать несколько вариантов ответов) указали на смысловое восприятие словосочетания «МТС Афиша» как одного из сервисов, входящего в экосистему (пользовательскую платформу) МТС, выдающего информацию о проводимых мероприятиях (событиях).
В заключении РАН указано, что по мнению подавляющего большинства потребителей, в товарном знаке № 713328 «МТС Афиша» сильным элементом является слово «МТС», а слабым элементом является слово «Афиша»
. Позиция «Яндекс» Сравниваемые товарные знаки не являются сходными до степени смешения; производят разное зрительное впечатление, элемент «Афиша» является «слабым» элементом и не оказывает решающего влияния при установлении сходства.
Элемент «Яндекс» оспариваемого товарного знака является «сильным» элементом.
Вероятность введения потребителей в заблуждение в отношении производителя товаров и услуг отсутствует.
«Яндекс» активно и на протяжении длительного времени использует обозначение «Яндекс» для индивидуализации своих многочисленных сервисов, название которых строится по одинаковому принципу «Яндекс + слово (обладающее низкой различительной способностью)».
Решение Палаты С учетом результатов проведенных социологических исследований коллегия пришла к выводу, что нарушение пп. 2 п. 6 ст. 1483 ГК РФ отсутствует (
сходство с иным товарным знаком).
Коллегия приняла во внимание, что оспариваемые товарные знаки «МТС Афиша» и «Яндекс Афиша» включают в себя элемент «афиша», который охраняется по свидетельству № 206077, что нарушает п. 10 ст. 1483 ГК РФ
(не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков в отношении однородных товаров обозначения, элементами которых являются охраняемые средства индивидуализации других лиц, сходные с ними до степени смешения обозначения). Итог: предоставление правовой охраны товарных знаков «МТС Афиша и «Яндекс Афиша» признано недействительным полностью.